Курченко Е. В. Профилактика наркомании среди подростков посредством формирования системы духовно — нравственных ориентиров

// Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2014. Вып. 3.

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДУХОВНО — НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ
Е.В. Курченко, студентка 3 курса
ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный
педагогический университет»
(Институт физико-математического и
информационно-экономического образования)
Проблема наркомании на сегодняшний день весьма актуальна в условиях современного общества. Подростки, которые испытывают нехватку эмоционального тепла в процессе общения с родными и друзьями начинают компенсировать это общение в случайных компаниях, где нередким является употребление алкоголя и наркотиков. Большая часть из них сталкивается с данной зависимостью очень быстро, еще во время получения образования в учебном заведении.

Наркозависимость — это когда употребляющий наркотики человек, постоянно думает о следующей дозе, стремится получить ее. Начало зависимости — для получения приятных ощущений. Дальнейший процесс развития зависимости — для избавления от дискомфорта, который испытывает зависимый человек [1]. Дети и подростки являются наименее защищенными перед лицом наркомании. Поэтому профилактика наркомании среди подростков в школах и других учебных заведениях имеет огромную важность для борьбы с эпидемией наркомании. Профилактика наркомании — это социальный метод предупреждения возникновения зависимости [3].

В «Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», утвержденной приказом Минобразования Р Ф № 619 от 28 февраля 2000 г. определены три основные модели профилактики:
1. Медицинская модель — информирование учащихся о негативных последствиях приема ПАВ на физическое и психическое здоровье.
2. Образовательная модель — направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.
3. Психосоциальная модель — своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков [2].

Профилактика наркозависимости делится на три взаимосвязанных направления: первичную, вторичную и третичную профилактику. Под первичной профилактикой понимается комплекс мер, направленных на предотвращение потребления психоактивных веществ (ПАВ). Первичная профилактика является наиболее массовой и неспецифичной. В ее задачи входит не столько предупреждение потребления ПАВ, сколько формирование здорового образа жизни, адаптивных форм поведения, снижение влияния факторов риска. Основные задачи первичной профилактики это: совершенствование поведенческих стратегий, увеличение потенциала личностных качеств, формирование позитивной, устойчивой «Я-концепции», повышение эффективности функционирования социально-поддерживающих сетей, развитие внутреннего самоконтроля. Вторичная профилактика у детей, подростков и молодежи включает в себя медицинские и социально-психологические мероприятия, направленные на детей и подростков с поведением риска, как — то аддиктивное поведение, уходы из дома, другие формы девиантного или асоциального поведения. Цель вторичной профилактики — профилактика развития заболевания (зависимости), психологическая и социальная адаптация путем формирования мотивации на полный отказ от ПАВ, формирования мотивации на изменение дезадаптивного поведения, формированания социально-поддерживающего поведения. Третичная профилактика наркозависимости среди подростков и молодежи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение сформированного заболевания в более тяжелую форму стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимально возможное увеличение сроков ремиссии [2].

Есть ряд требований, выполнение которых помогает сделать профилактику более эффективной и избежать риска обратного эффекта, когда подростки начинают испытывать интерес к запретному плоду наркомании: информация должна подаваться в позитивном ключе без ощущения безысходности; негативная часть информация должна касаться непосредственно трагических последствий употребления наркотиков и алкоголя; публикации должны иметь четкие выводы и рекомендации; заниматься подготовкой материалов и проведением мероприятий профилактического характера должны только специалисты: психологи, наркологи, соцработники [3]. В настоящее время, проблема духовности ушла на последнее место, а лидирующие позиции заняли материальные интересы. Духовность — это высший уровень самосознания человека, тогда, когда преобладающими в жизни являются духовно-нравственные и интеллектуальные позиции и интересы. Человек, который в процессе всей жизни ищет смысл своего существования, своего предназначения в мире, стремится к самоопределению, является духовно развитым.

Авторским коллективом [3]. разработана программа первичной профилактики ВИЧ/СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьяЯ (В ладу с собой)». Её авторы считают, что развитие духовной сферы особенно важно в подростковом возрасте, когда ведущим фактором социализации является самоопределение, которое проявляется в желании сформировать определенную смысловую систему представлений о мире и о себе самом. Формирование такой смысловой системы невозможно без нахождения ответа на вопросы о смысле жизни и о системе нравственных ориентиров, организующих поступки и поведение. Следует отметить, что проводя профилактические беседы с подростками, нужно делать акцент на духовно — нравственных ценностях, давая понять, что обладая ими, их духовный рост будет высок, а, следовательно и склонность к аддиктивному поведению будет не в приоритете. Предлагаемая программа направлена на профилактику наркомании и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста, но ее информативность так же позволяет проводить по данной программе и беседы (конференции, семинары, круглые столы) по пропаганде здорового образа жизни.

Цель программы — первичная профилактика наркомании среди подростков посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров. Программа реализуется в ходе решения ряда задач:
Содержательные задачи:
1. Формирование представлений об этических ценностях; создание условий для интериоризации этих представлений; обеспечение ассимиляции предлагаемых ценностей нравственным самосознанием подростков; развитие стремления опираться на них при осуществлении жизненных выборов. Важно показать подростку, что эмоциональное состояние человека находится в лучшем положении тогда, когда он утвержден в предпочтении определенных ценностей. Нравственный выбор представляет собой основополагающее явление духовной жизни личности, так же при котором идет определение системы ориентиров — этических принципов. Эти принципы не врожденные, а приобретённые, они усваиваются и становятся частью жизни в процессе личностного роста.
2. Информирование подростков о ВИЧ-инфекции и сопряженных с ней проблемах, развитие представлений об основных источниках риска ВИЧ-инфицирования.
3. Формирование психологической компетентности, которая является важным ресурсом духовно-нравственного роста.
Организационные задачи. Для положительной результативности, для улучшения понимания данной проблемы важно вовлечение в процесс не только самих подростков, но и их ближайшее окружение — родителей, друзей, одноклассников, педагогов [3]. Проводя профилактику наркомании на основе данных целей и задач, представленных программой идет формирование положительной «Я — концепции», полное информирование подростков по данной проблеме, ее последствиях, развитие духовной сферы личности.
Мотивационные задачи:
1. Блок, раскрывающий понятия «Я-концепции», общения со сверстниками и противоположным полом, любви, дружбы, полоролевой идентификации, а также понятия семьи, рода и культуры с точки зрения современной психологии и системы духовно-нравственных ценностей;
2. Блок, касающийся жизненных кризисов и их преодоления, а также эмоционального стресса. В нем раскрываются понятия здоровья и болезни, дается информация о ВИЧ/СПИДе, наркомании, о зависимости от психоактивных веществ и формируются нравственные представления об отношении к больным людям и о толерантности;
3. Блок, формирующий нравственные категории — такие, как потери и надежда, добро и зло, ценности и цели, смысл, свобода, выбор.

Таким образом, духовно — нравственный подход в предупреждении зависимости в подростковой среде, формирование понятий о здоровом образе жизни очень важны в наше время, как и представлено в «Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Но, к сожалению, подобные проекты и программы в настоящее время могут быть реализованы лишь во внешкольное время. Профилактика наркомании будет эффективна тогда, когда государство будет учитывать все факторы в процессе обучения и воспитания, чтобы профилактические проекты были регулярным явлением, а не имели характер «вспышки», то есть возникновения в критические для государства, общества, подростков ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
2. Приказ Минобразования Р Ф № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» / base.consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения 02.03.2014)
3. Сирота Н. А., Воробьева Т. В., Ялтонская А. В., Рыдалевская Е. Е., Яцышин С. М., Микляева А. В., Кудрявцева Н. В. Программа первичной профилактики ВИЧ / СПИДа и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛадьЯ — „В ладу с собой“». Москва: Российский Круглый Стол, 2012.

 

Курченко Е.В. Профилактика наркомании среди подростков посредством формирования системы духовно — нравственных ориентиров // Электронный журнал «Общество. Культура. Наука. Образование». 2014. Вып. 3.