Спецстраница «Твое право»

    Согласно официальной статистике, на настоящий момент в Российской Федерации не снижается количество выявленных нарушений прав детей. Ежегодно почти 100 тысяч человек официально признаются потерпевшими от преступлений, 20 тысяч несовершеннолетних разыскиваются органами внутренних дел как пропавшие без вести, из них 8% в возрасте до 14 лет.

    В то же время продолжает оставаться высоким уровень преступности среди несовершеннолетних: за январь-июль 2016 года 31,5 тысячи преступлений совершены несовершеннолетними или при их соучастии. Удельный вес от всех расследованных преступлений – 4,2%.

    Поэтому вопрос защиты прав несовершеннолетних, формирования правовой культуры и юридической грамотности обучающихся, родителей и педагогов становится одной из приоритетных задач государства. Особое значение он имеет в отношении несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом.

    Для обеспечения благополучного и безопасного детства, ставшего одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации определены ключевые задачи, указанные в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы". Этими задачами являются: защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей.

    С целью создания условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни была разработана Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденная Председателем Правительства Российской Федерации Д. Медведевым 22 марта 2017 г. № 520-р.

    Для достижения цели Концепции необходимо решение следующих задач:

    • - снижение количества правонарушений, совершенных несовершеннолетними, в том числе повторных;
    • - реализация права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, укрепление института семьи;
    • - защита прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы;
    • - совершенствование механизмов управления органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, включая повышение эффективности межведомственного взаимодействия;
    • - совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации;
    • - повышение уровня профессиональной компетентности специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

    На формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:

    • характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

    • качественный уровень воспитания в образовательных организациях, в том числе правового;

    • распространение информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью СМИ;

    • доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав;

    • понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране;

    • эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона;

    • ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение и ряд других.

    Под правовым просвещением понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. К правовому просвещению также следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.

    Правовое просвещение обучающихся способствует формированию их социальной активности, дает возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.

    Правовое просвещение родителей нацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности.

    Правовое просвещение педагогов направлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса.

    Наш Центр на протяжении ряда лет реализует научно-исследовательскую работу по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних и защите их прав.

    В числе проектов, реализуемых Центром по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации, в последние годы:

    • «Разработка проекта Концепции развития системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» (2014-2015г.г.);

    • «Изучение новых методов и технологий профилактики правонарушений несовершеннолетних и анализ результатов их применения» (2015г.);

    • «Изучение деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа по реабилитации и ресоциализации несовершеннолетних» (2015г.);

    • «Разработка и апробация комплексного проекта ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в общеобразовательных организациях и механизмов оказания помощи несовершеннолетним воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений и освобождающимся из мест лишения свободы» (2016-2017г.г.);

    • Мониторинг реализации Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года. (2017-2018г.г.)

    • Мониторинг опыта организации работы по трудоустройству несовершеннолетних в Российской Федерации;

    • Мониторинг по организации правового просвещения и распространения информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов;

    • Мониторинг опыта работы по привлечению детей, в том числе состоящих на различных вида учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации дополнительного образования детей, а также по организации их досуга и другие.




    Оценка качества страницы


     

    Обратная связь

    Если у вас есть вопросы по данной тематике, отправьте письмо на адрес fcprc@yandex.ru.