Раздел 1. Правовые основы и направления деятельности органов опеки и попечительства при рассмотрении споров о воспитании детей

Раздел 1.   Правовые основы и направления деятельности органов опеки и попечительства при рассмотрении споров о воспитании детей

Библиотека 

Подраздел 1.1  "Правовые основания и направления деятельности органов опеки и попечительства при рассмотрении споров о воспитании детей (на досудебной стадии, в судебном процессе, в исполнительном производстве)

 

Лекция 1. Обеспечение и защита права ребенка жить и воспитываться в семье, на общение с родителями и другими родственниками. Родительские права и обязанности. Права и обязанности ребенка.

 

Конституция Российской Федерации признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (часть 2 статьи 38).

В Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) провозглашена обязанность государства обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону. С этой целью государство принимает все соответствующие законодательные и административные меры, обеспечивает право ребенка не быть разлученным со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 9 Конвенции о правах ребенка).

Семейным кодексом Российской Федерации закреплено право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, а также право на общение с обоими родителями (близкими родственниками), в том числе в случае раздельного проживания родителей либо проживания их в разных государствах. При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи.

Практика показывает, что споры, связанные с воспитанием детей, споры об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей и порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя (близкого родственника), являются наиболее распространенными. Учитывая круг правоотношений, из которых возникают указанные выше категории споров, данные споры представляют собой правовые конфликты, возникающие из родительских отношений, по поводу содержания и воспитания детей.

Значимую роль в механизме осуществления родительских прав выполняют органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства в силу своих полномочий устанавливают наличие противоречий между интересами родителей и детей, разрешают разногласия между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования детей, участвуют в рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, а также обеспечивают защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

С 2013 года наблюдается тенденция к увеличению количества судебных споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, и порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя. в 2020 году численность детей, в защиту которых органами опеки и попечительства были предъявлены иски в суд или предоставлены в суд заключения, составила: по спорам о месте жительства детей – 28987 человек (21,9% от общего количества детей, в защиту которых органами опеки и попечительства предъявлялись иски в суд или представлялись в суд заключения), по спорам об участии в воспитании детей отдельно проживающих родителей – 25734 человека (19,5%), по спорам об общении с детьми близких родственников – 3268 человек (2,5%); в 2019 году – соответственно 27725 человек (19,1%), 27677 человек (19%) и 3785 человек (2,6%). В совокупности доля детей, в защиту которых органами опеки и попечительства были предъявлены иски в суд или предоставлены в суд заключения по указанным категориям споров о воспитании детей, составила более 42% от общего числа детей, в защиту которых органами опеки и попечительства были предъявлены иски в суд или предоставлены в суд заключения в указанный двухлетний период.

При том, что правовое регулирование вопросов, касающихся воспитания ребенка, в том числе защиты от злоупотреблений со стороны родителей, базируется на «интересах ребенка», определение понятия «интересы ребенка», а также общепринятые подходы к их измерению сегодня отсутствуют. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации под интересами ребенка следует понимать «создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития.

Исходя из положений Семейного кодекса РФ, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и других нормативных правовых актов, а равно положений статей 2, 6 (часть 2), 17, 18, 19 (часть 2), 45 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующих признание, соблюдение и государственную защиту прав человека, деятельность органов опеки и попечительства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, призвана обеспечить:

а) защиту прав ребенка, в том числе:

права жить и воспитываться в семье, права знать своих родителей, права на их заботу, права на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка, права на воспитание своими родителями;

права на общение с обоими родителями и другими родственниками;

права на защиту своих прав и законных интересов, на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих) (статья 56 Семейного кодекса РФ);

б) защиту прав родителей, усыновителей, опекунов (попечителей), связанных с обеспечением воспитания, развития, защиты прав и интересов несовершеннолетних детей;

в) создание безопасных условий жизни и воспитания детей, заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Основными направлениями деятельности органов опеки и попечительства при рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, являются:

оказание содействия гражданам в мирном разрешении споров, связанных с воспитанием детей, в досудебном порядке;

участие в установленном порядке в судебных разбирательствах по спорам, связанным с воспитанием детей;

участие в исполнении решений суда по спорам, связанным с воспитанием детей.

Анализ законодательства и правоприменительной практики по спорам, связанным с воспитанием детей (в том числе о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей, об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, об общении с ребенком близких родственников), позволяет сделать вывод о наличии ряда обстоятельств, препятствующих эффективному конструктивному разрешению данной категории споров.

1. Действующее законодательство не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования споров об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей или об осуществлении отдельно проживающим родителем родительских прав. В связи с этим родители во многих случаях используют возможность обращения непосредственно в суд, избегая поиска взаимоприемлемого решения и способствуя тем самым сохранению конфликтной ситуации, что, в свою очередь, нередко негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка.

2. В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 65, пунктами 1 и 2 статьи 66 Семейного кодекса РФ все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования. Если родители не могут прийти к соглашению о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, спор по требованию родителей (одного из них) разрешается судом с участием органа опеки и попечительства.

Указанные положения Семейного кодекса РФ, устанавливающие равенство прав родителей в решении вопросов, касающихся воспитания и образования ребенка, в частности, дают основание родителю, проживающему отдельно от ребенка, требовать согласования с ним практически всех вопросов, непосредственно затрагивающих повседневную жизнь ребенка, что на практике не только создает значительные трудности для родителя, с которым проживает ребенок, но и нередко способствует созданию условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию ребенка. Сложившаяся ситуация приводит к возникновению многочисленных споров между родителями, влекущих обращение в суд.

Согласно пункту 1 статьи 66 Семейного кодекса РФ родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. Указанная норма носит достаточно общий характер, следствием чего становится значительное количество конфликтных ситуаций между родителями, также требующих разрешения в судебном порядке.

Кроме того, действующее законодательство не содержит подробного перечня условий, подлежащих установлению судом при определении порядка общения с ребенком родителя, проживающего отдельно от ребенка.

Определенные разъяснения по данным вопросам содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей и Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года), однако следует учитывать, что суды при вынесении решения по спору руководствуются прежде всего заявленными исковыми требованиями, перечень которых в каждом случае зависит от компетентности граждан и лиц, оказывающих им юридическую помощь.

3. В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Семейного кодекса РФ право на общение с ребенком имеют дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники, без указания степени их родства с ребенком. Аналогичным образом пункт 1 статьи 55 Семейного кодекса РФ гарантирует право ребенка на общение с дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Вместе с тем согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 67 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком только близких родственников ребенка, соответственно, только близкие родственники ребенка вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком в случае, если родители (один из них) не подчиняются такому решению органа опеки и попечительства. К близким родственникам, исходя из положений статьи 14 Семейного кодекса РФ, относятся дедушки и бабушки, а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры детей. Иным родственникам детей семейное законодательство подобных правовых гарантий не предоставляет.

Данная ситуация на практике нередко приводит к возникновению разночтений.

4. Действующие законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации не содержат положений, детально регламентирующих порядок действий органов опеки и попечительства в процессе участия в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей. В связи с этим вопросы, касающиеся деятельности органов опеки и попечительства в указанной сфере, целесообразно урегулировать в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Лекция 2. Участие органов опеки и попечительства в досудебном урегулировании споров о воспитании детей. Участие органа опеки и попечительства в судебном процессе при рассмотрении споров о воспитании детей.

Положениями Семейного кодекса РФ (пункт 3 статьи 65, пункт 2 статьи 66), регулирующими порядок разрешения споров об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей и порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, не предусмотрены обязательный предварительный досудебный порядок разрешения таких споров, а равно обязательное участие органов опеки и попечительства в их досудебном урегулировании. В случае возникновения таких споров родители в целях их разрешения вправе обратиться непосредственно в суд.

Вместе с тем органы опеки и попечительства наделены полномочиями по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе детей, имеющих родителей (статья 56 Семейного кодекса РФ).

На основании пункта 4 статьи 65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

С учетом изложенного родители при возникновении спора, связанного с воспитанием детей, в том числе спора об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей или об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, имеют право обратиться за оказанием консультативной и иной помощи в органы опеки и попечительства.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Семейного кодекса РФ при нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд. Таким образом, в указанных случаях обратиться в орган опеки и попечительства за защитой своих прав и законных интересов может сам несовершеннолетний, как достигший возраста 14 лет, так и не достигший указанного возраста (в последнем случае обращение несовершеннолетнего рассматривается с учетом обусловленной его возрастом и степенью зрелости способности выражать собственное мнение).

Специалистам органов опеки и попечительства следует учитывать, что мирное досудебное урегулирование спора в наибольшей степени соответствует интересам ребенка, поскольку оно способствует установлению дружественных отношений между сторонами, позволяет исключить или минимизировать возможный ущерб здоровью и развитию ребенка, вызванный конфликтом между его родителями, родственниками или иными лицами.

С учетом изложенного при обращении граждан в связи с возникновением спора, связанного с воспитанием детей, органу опеки и попечительства следует максимально использовать предусмотренную семейным законодательством возможность досудебного разрешения таких споров, не только принимая формальные решения в рамках своей компетенции, но и проводя, в том числе с привлечением организаций различных форм собственности и ведомственной принадлежности, оказывающих психологическую, юридическую и иную помощь семьям и детям, работу с заинтересованными лицами, направленную на содействие разрешению конфликта между сторонами и их примирению на взаимоприемлемых условиях в интересах ребенка.

Соответствующие мероприятия в этом направлении могут быть реализованы, в частности, в рамках предоставления социальных услуг и (или) социального сопровождения в порядке, предусмотренном Федеральным законом 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и законодательством субъектов Российской Федерации.

В процессе этой деятельности специалистам органа опеки и попечительства следует взаимодействовать с обеими сторонами спора, обсуждать с ними возможность мирного урегулирования спора, оказывать сторонам содействие в выработке предложений для заключения соответствующего соглашения, в том числе в инициативном порядке предлагать варианты решения данного вопроса.

В частности, целесообразно уточнить порядок осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. наделять родителя, совместно с которым проживает ребенок, правом без согласия другого родителя решать вопросы, касающиеся повседневной жизни ребенка, в том числе оказания ребенку медицинской помощи в экстренной и неотложной формах, организации режима дня, питания, досуга, удовлетворения иных повседневных личных и бытовых нужд ребенка, за исключением случаев, когда ребенок находится с другим родителем. Родителю, проживающему отдельно от ребенка, целесообразно предоставлять право на: общение с ребенком; решение без согласия другого родителя во время общения с ребенком в случае, если указанное общение происходит в отсутствие другого родителя, вопросов, касающихся повседневной жизни ребенка; участие в воспитании ребенка и решении вопросов получения ребенком образования; участие в решении вопросов оказания ребенку медицинской помощи в плановой форме, а также участие с согласия другого родителя в решении вопросов оказания ребенку медицинской помощи в экстренной и неотложной формах.

При этом соглашением между родителями могут быть предусмотрены иные значимые условия решения данных вопросов.

Согласно разъяснениям по данным вопросам, которые содержатся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей и Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года), судам, рассматривающим дела о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, следует при определении с учетом обстоятельств, указанных в абзаце втором пункта 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ, порядка общения с ребенком родителя, проживающего отдельно от ребенка, устанавливать в том числе место и время указанного общения, порядок передачи ребенка родителем другому родителю для общения и возврата ребенка по завершении общения, необходимость присутствия во время общения другого родителя, родственника ребенка, детского психолога или педагога, порядок согласования родителями вопросов, связанных с осуществлением родительских прав, а также другие значимые условия осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Также представляется необходимым предусмотреть обязанность родителя, с которым проживает ребенок, заблаговременно сообщать другому родителю об обстоятельствах, препятствующих осуществлению другим родителем родительских прав, в том числе об изменении места жительства ребенка и о временном выезде ребенка для отдыха, оздоровления или в иных целях за пределы населенного пункта, где находится место жительства ребенка, за исключением случаев, когда это невозможно по причинам, не зависящим от родителя, с которым проживает ребенок.

При необходимости, с согласия родителей, орган опеки и попечительства может провести обследование условий жизни ребенка и родителя, проживающим отдельно от ребенка.

Следует также рекомендовать сторонам использовать процедуру медиации, правовые условия для применения которой определены Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Процедура медиации как самостоятельный способ урегулирования споров, в том числе связанных с воспитанием детей, может применяться как во внесудебном порядке, так и в рамках судебного процесса до принятия судом решения по делу.

Органам опеки и попечительства в своей деятельности, направленной на урегулирование споров, связанных с воспитанием детей, следует ориентироваться на соответствующие разъяснения и решения Верховного Суда Российской Федерации.

При выявлении органом опеки и попечительства в рамках своей деятельности обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо высокой вероятности возникновения спора, связанного с воспитанием детей, в частности спора об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, о порядке общения с ребенком, органу опеки и попечительства в целях защиты прав и законных интересов ребенка следует предложить родителям (иным заинтересованным лицам, являющимся сторонами спора) воспользоваться возможностями мирного урегулирования спора в досудебном порядке.

В отличие от споров о месте жительства детей при раздельном проживании родителей и об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в случае возникновения спора, связанного с отказом родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним, пункт 2 статьи 67 Семейного кодекса РФ прямо наделяет орган опеки и попечительства правом обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. При этом орган опеки и попечительства не уполномочен принимать распорядительный акт о порядке общения с ребенком родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Необходимо принимать во внимание, что полномочия органа опеки и попечительства по обязанию родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком распространяются только на близких родственников ребенка, к которым, с учетом положений статьи 14 Семейного кодекса РФ, в контексте пункта 67 Семейного кодекса РФ относятся дедушки и бабушки, а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры детей.

Для принятия решения об обязании родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком его близких родственников органу опеки и попечительства следует предварительно:

выяснить мнение обеих сторон спора, а также мнение ребенка по данному вопросу. Согласие или несогласие родителей (одного из них) на общение ребенка с заявителем, а также желание или нежелание ребенка, достигшего возраста десяти лет, общаться с заявителем, должны быть (так же, как и требование заявителя об устранении препятствий к общению с ребенком), оформлены в виде письменных заявлений, подписанных указанными гражданами, а в случае их отказа зафиксированы в акте, составленном специалистом органа опеки и попечительства;

провести обследование условий жизни лица, заявляющего требование об устранении препятствий к общению с ребенком, с составлением по результатам обследования соответствующего акта.

Решение об обязании родителей (одного из них) не препятствовать общению с ребенком его близких родственников оформляется распорядительным актом органа опеки и попечительства.

При этом следует разъяснить участникам спора, что в случае неисполнения родителями (одним из них) решения органа опеки и попечительства данный вопрос может быть решен в судебном порядке, при этом обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком вправе как близкие родственники ребенка, так и орган опеки и попечительства. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения.

Споры, касающиеся порядка общения с ребенком, могут возникнуть не только в отношениях между раздельно проживающими родителями либо между родителями, с которыми проживает ребенок, и близкими родственниками ребенка, но и в случае, если ребенок находится под опекой (попечительством), а его опекун или попечитель препятствует общению с ребенком его близких родственников или родителей, не лишенных родительских прав.

В подобных случаях пункт 3 статьи 148.1 Семейного кодекса РФ также предоставляет органу опеки и попечительства право на основании обращения заинтересованных лиц, чьи права нарушаются, обязать опекуна или попечителя устранить нарушения прав и законных интересов ребенка, его родителей или других родственников либо усыновителей. В случае неподчинения опекуна или попечителя решению органа опеки и попечительства вопрос разрешается в судебном порядке.

Неисполнение решения суда о порядке общения с ребенком является основанием для применения к виновному родителю или иному законному представителю несовершеннолетнего мер, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. Опекун (попечитель) несовершеннолетнего в этом случае также может быть отстранен от исполнения возложенных на него обязанностей.

В случае, если стороны спора добросовестно исполняют решение суда, однако впоследствии обе или одна из сторон выступают с инициативой о пересмотре принятого судом решения, органам опеки и попечительства, которым становится известно об этом в результате обращения сторон (стороны) спора или в процессе осуществлении своей деятельности, следует действовать в соответствии с алгоритмом, описанным в данном разделе.

Лекуия 3. Участие органа опеки и попечительства в принудительном исполнении решений судов

Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве (статья 79 Семейного кодекса РФ, статья 109.3 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Судебный пристав-исполнитель в соответствии с предоставленными ему полномочиями осуществляет действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (часть 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Специальный порядок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком определен статьей 109.3 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Непосредственное отобрание ребенка и его передача заинтересованному лицу (взыскателю) осуществляются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также личным участием лица, которому передается ребенок. При необходимости судебный пристав-исполнитель также привлекает к участию мероприятиях, связанных с отобранием и передачей ребенка, представителя органов внутренних дел, детского психолога, врача, педагога, переводчика и иных специалистов. По фактам отобрания и передачи ребенка судебным приставом-исполнителем составляется акт (части 1 и 2 статьи 109.3 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Исполнение требования исполнительного документа о порядке общения с ребенком включает в себя обеспечение судебным приставом-исполнителем беспрепятственного общения взыскателя с ребенком в соответствии с порядком, установленным судом. При исполнении исполнительного документа, содержащего требование о порядке общения с ребенком, судебный пристав-исполнитель должен установить, что должник не препятствует общению взыскателя с ребенком. После установления данного факта судебный пристав-исполнитель в установленном порядке оканчивает исполнительное производство. Факт беспрепятственного общения с ребенком подтверждается наличием в материалах исполнительного производства актов о совершении исполнительных действий, свидетельствующих о данных обстоятельствах. В случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства отменяется по заявлению взыскателя старшим судебным приставом или его заместителем (части 3 и 4 статьи 109.3 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КОАП РФ и устанавливается новый срок для исполнения (части 1 и 2 статьи 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В частности, к должнику могут быть применены меры административного воздействия, предусмотренные частью 1 статьи 17.15, а также частями 2 и 3 статьи 5.35 КОАП РФ. Часть 1 статьи 17.15 КОАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора (наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей). В соответствии с частью 2 статьи 5.35 КОАП РФ нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток (часть 3 статьи 5.35 КОАП РФ). Следует также учитывать, что при злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка (пункт 3 статьи 66 Семейного кодекса РФ). При неисполнении должником-гражданином в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, а также о временном ограничении на пользование должником специальным правом (правом управления транспортными средствами) до исполнения требований исполнительного документа в полном объеме либо до возникновения оснований для отмены такого ограничения (часть 1 статьи 67, часть 2 статьи 67.1 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Если родитель (иное лицо, на попечении которого находится ребенок), не исполняющий решение суда об отобрании либо о передаче ребенка, о порядке общения с ребенком, скрывает местонахождение ребенка, и иные исполнительные действия не позволили установить его местонахождение, судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя объявляет розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании либо о передаче ребенка, порядке общения с ребенком. Постановление о розыске ребенка либо об отказе в объявлении такого розыска выносится судебным приставом-исполнителем в течение суток с момента поступления к нему заявления взыскателя об объявлении розыска или со дня возникновения оснований для объявления розыска. Копия постановления о розыске ребенка направляется в органы опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Одновременно с вынесением постановления о розыске ребенка устанавливаются временное ограничение на выезд его из Российской Федерации, временное ограничение на пользование им специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации, если указанные ограничения в отношении должника не были установлены ранее. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств (части 1, 1.1, 2, 4, 6 и 7 статьи 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Розыск ребенка осуществляется судебным приставом-исполнителем самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел (статья 62, пункт 10 части 1 статьи 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). При необходимости судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск ребенка, проводит совместные мероприятия с органами опеки и попечительства. Если разыскиваемый ребенок обнаружен на территории, на которую не распространяются полномочия судебного пристава-исполнителя, объявившего розыск, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации по месту обнаружения ребенка организует незамедлительное направление сообщения об этом, в том числе с использованием сети «Интернет», в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по месту объявления розыска, а также уведомление органов опеки и попечительства о необходимости участия в исполнительных действиях (не позднее трех дней до совершения исполнительных действий по отобранию ребенка) и взаимодействие с органами опеки и попечительства по передаче обнаруженного в результате розыска ребенка законному представителю, опекуну или попечителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. При обнаружении ребенка, в отношении которого объявлен розыск, судебный пристав-исполнитель, осуществляющий розыск, незамедлительно сообщает об этом органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка и принимает меры для передачи ребенка законному представителю, которому должен быть передан ребенок во исполнение требования исполнительного документа. В случае невозможности немедленной передачи ребенка такому законному представителю судебный пристав-исполнитель передает ребенка органам опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка, о чем незамедлительно извещает указанного законного представителя (части 12 и 14 статьи 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Особого внимания заслуживают ситуации, связанные с исполнением исполнительных документов об отобрании или о передаче ребенка, об определении порядка общения с ребенком, в случае нежелания самого ребенка перейти к одному из родителей либо общаться с отдельно проживающим родителем или иным родственником. Следует учитывать, что подлежащее исполнению решение суда принимается с учетом мнения детей, за исключением случаев, когда это противоречит их интересам. Вместе с тем при принудительном исполнении решения суда необходимо не только соблюсти требования закона, но и не нанести психологическую травму ребенку. При возникновении подобных ситуаций важное значение имеет привлечение к совершению исполнительных действий специалистов, обладающих специальными знаниями в области психологии, в компетенцию которых входит оценка психологического состояния ребенка. Судебному приставу-исполнителю при привлечении специалистов для участия в исполнительных действиях следует ставить перед ними вопросы, имеющие своей целью правильное исполнение исполнительного производства, создание условий, исключающих совершение действий, способных причинить несовершеннолетнему психологическую и (или) физическую травму в момент исполнения судебного решения. Данные привлеченными специалистами заключения приобщаются к материалам исполнительного производства. Необходимо иметь в виду, что согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (пункт 15), неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный Федеральным законом «Об исполнительном производстве», само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии. Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Как свидетельствует судебная практика, суды в ситуации, когда ребенок категорически не желает жить, встречаться, общаться с взыскателем (родителем или иным лицом), занимают позицию, согласно которой принудительное исполнение в рассматриваемом случае недопустимо исходя из приоритета интересов ребенка. При этом судебный пристав-исполнитель обязан при совершении соответствующих исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения в целях понуждения должника к правильному и своевременному исполнению требований исполнительных документов, связанных с воспитанием детей, установить, сам ли ребенок отказывается от совместного проживания или общения с родителем (иным лицом) или такой отказ связан с поведением должника. В этих целях судебный пристав-исполнитель вправе на основании статьи 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве» привлечь для участия в исполнительном производстве психолога или иных специалистов с целью исключения возможности совершения исполнительных действий вопреки интересам ребенка. При надлежащем подтверждении нежелания ребенка проживать, встречаться, общаться с взыскателем суды признают, что такой отказ несовершеннолетнего ребенка не может быть преодолен мерами принудительного исполнения, а также оставляют без удовлетворения заявленные взыскателями требования о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнению требований исполнительного документа. В подобных случаях при подтверждении факта невозможности проживания либо общения ребенка с взыскателем Федеральная служба судебных приставов рекомендует судебным приставам-исполнителям направлять заявление в суд о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия. Задачей представителей органов опеки и попечительства, а также психологов и иных специалистов, работающих с семьями и детьми, при осуществлении мероприятий, связанных с принудительным исполнением решения суда об отобрании или передаче ребенка, является оказание помощи судебному приставу-исполнителю в обеспечении, насколько это возможно, безопасной передачи ребенка лицам, на попечении которых он должен находиться, исключающей причинение вреда ребенку, нарушение его прав и интересов. Организация межведомственного взаимодействия при исполнении судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей Следует учитывать, что статьей 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено время совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения – в рабочие дни с 6 до 22 часов. Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, к которым относятся в том числе случаи, создающие угрозу жизни и здоровью граждан, и случаи исполнения запроса центрального органа о розыске ребенка, а также требования, содержащегося в исполнительном документе, о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность сотрудников органов опеки и попечительства незамедлительно в нерабочее время являться на место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в случаях, не предусмотренных законом. В целях организации своевременного и эффективного исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей, обеспечения защиты прав несовершеннолетних следует на уровне субъекта Российской Федерации урегулировать межведомственным нормативным правовым актом порядок взаимодействия судебных приставов-исполнителей и сотрудников органов опеки и попечительства по данному вопросу, включая порядок и сроки оповещения органа опеки и попечительства о необходимости участия его представителей в совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения. Также целесообразно организовать на постоянной основе: проведение совместных обучающих мероприятий по порядку исполнения исполнительных производств, связанных с воспитанием детей, в подразделениях судебных приставов и органах опеки и попечительства; тщательное планирование судебными приставами-исполнителями исполнительных действий и мер принудительного исполнения по исполнительным производствам, связанным с воспитанием детей, исходя из обстоятельств конкретного исполнительного производства, включая предварительное обсуждение соответствующих действий и мер с представителями органов опеки и попечительства. Разъяснения по вопросам исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей, содержатся в письмах Федеральной службы судебных приставов: от 14 июня 2012 г. № 12/01-14324-ТИ «О порядке организации работы при исполнении судебных решений об отобрании ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком»; от 4 декабря 2012 г. № 12/14-30947-АП «О направлении Алгоритма действий должностных лиц территориальных органов ФССП России по организации и производству розыска»; от 25 февраля 2013 г. № 12/01-4955-ТИ «Об исполнении судебных решений об отобрании ребенка, об определении места жительства ребенка, об определении порядка общения с ребенком»; от 18 апреля 2014 г. № 0014/10 «Методические рекомендации по организации и производству исполнительного розыска в Федеральной службе судебных приставов»; от 30 апреля 2014 г. № 00011/14/24417-АП «Об осуществлении контроля за исполнением исполнительных документов, связанных с воспитанием детей»; от 28 апреля 2016 г. № 00011/16/37579-СВС «Об организации работы по исполнению исполнительных производств, связанных с воспитанием детей»; от 20 февраля 2017 г. № 00142/17/14840-СВС «Об исполнительном розыске детей».

Практическое занятие

 

 

Следующий подраздел: 1.2 Учет мнения ребенка при решении вопросов, затрагивающих его права и интересы. Методы и способы выяснения мнения ребенка в случаях, предусмотренных законодательством  (Будет доступен после проверки пройденного практического занятия)

 

←Вернуться к программе