Итоговая резолюция

5 ноября 2020

Итоговая резолюция

Всероссийского совещания школьных служб примирения и медиации

(г. Москва, 24 сентября 2020 г.)

24 сентября 2020 года Министерством просвещения Российской Федерации совместно с ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» при поддержке ФГБУ «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина» (МГЮА) организовано и проведено Всероссийское совещание школьных служб примирения и медиации (далее – Совещание).

Совещание проведено в рамках выполнения пункта 8 Межведомственного плана комплексных мероприятий по реализации Концепции развития сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия  в  отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (далее – Концепция), до 2025 года, утверждённого протоколом заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Правительственная комиссия) от 25 сентября 2019 г. № 23.

Актуальность проведения мероприятия была обусловлена необходимостью:

  • подведения итогов реализации Концепции за период с 2014 по 2020 годы;
  • обобщения опыта развития и обозначения лучших практик в области работы школьных служб медиации и примирения за период действия Концепции;
  • раскрытия потенциала медиации как значимого социального института, исполняющего важную воспитательную функцию, необходимого для снижения уровня конфликтности в российской школе, что важно для устойчивого развития страны в условиях глобализации и стремительного распространения информационных технологий;
  • системного развития научно-исследовательской работы в сфере медиативных и  восстановительных  технологий   как   междисциплинарной   области   практики  и исследований проблематики конфликта в школе;
  • придания нового импульса развития медиативной практики, технологий медиации и примирения как высокоэффективных инструментов предупреждения и урегулирования споров, а также формирования безопасной среды в образовательном пространстве;
  • планирования работы по развитию школьный служб медиации и примирения на текущий период.

В Совещании приняло участие 466 человек из 85 субъектов Российской Федерации. Среди них: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представители научного и экспертного сообщества, сотрудники образовательных организаций и практикующие медиаторы.

Основными формами работы Совещания были пленарное заседание и пять тематических круглых столов, посвящённых ключевым направлениям развития служб школьной медиации и школьных служб примирения, а именно:

  • «Проблема эффективности подготовки профессионального школьного медиатора: современное состояние, перспективы» (круглый стол № 1);
  • «Медиация и примирение: практики применения в образовательных организациях» (круглый стол № 2);
  • «Службы школьной медиации как форма институционализации современного гражданского общества» (круглый стол № 3);
  • «Роль школьных служб примирения и медиации в процессах управления, профилактической работы и воспитания обучающихся в образовательных организациях» (круглый стол № 4);
  • «Реализация восстановительных программ в образовательных организациях как элемент профилактики криминализации подростковой    среды»  (круглый стол № 5);

Участникам Совещания была представлена возможность ознакомиться  с опытом  работы  по  интеграции  медиативных  и  восстановительных  технологий в образовательное пространство, представленным представителями Алтайского края, Воронежской, Иркутской, Липецкой, Московской и Омской областей.

Участники мероприятия отмечают большое значение открытости в деятельности по защите прав и интересов детей, а также необходимость обеспечения подконтрольности этой деятельности институтам гражданского общества.

По мнению участников Совещания медиация и восстановительные технологии уже вносят ощутимый вклад в снижение общего количества и остроты конфликтов, в которые вовлекаются дети, количества и тяжести правонарушений,   в том числе повторных, и их последствий для других лиц и общества в целом, уменьшение асоциальных проявлений среди детей и подростков.

Участники отмечают также, что приоритет применения медиативных и восстановительных технологий в образовательной среде как наиболее эффективного и востребованного инструмента разрешения  конфликтов и профилактики правонарушений в образовательной среде был заложен еще Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы. Появившаяся на её основе  Концепция развития до 2017  года  сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в  отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, стала основополагающим и крайне своевременным документом, позволившим начать формирование в нашей стране уникальной системы профилактики правонарушений.

Вопреки наличию правовых пробелов и неурегулированности отношений, связанных  с осуществлением медиативной деятельности в образовательной среде,   а также благодаря слаженному межведомственному взаимодействию ключевых министерств и ведомств, вовлечённых в её реализацию, в рамках осуществления Концепции удалось достичь значительных успехов. Это стало одной из основных причин пролонгации её действия до 2020 года. Новизна и нестандартность метода по предотвращению конфликтных ситуаций нашли отклик и в родительском сообществе, что проявилось в виде повышения вовлечённости данной категории участников образовательных отношений в работу служб медиации и примирения.

Особый акцент участниками мероприятия был сделан на проявлении огромного интереса обучающихся к медиации как инновационной технологии безопасного пространства в образовательной среде, а также на неуклонном росте числа волонтёров служб медиации и примирения.

Отмечая позитивный характер опыта интеграции медиативных и восстановительных технологий в сфере школьного образования, участники Совещания предлагают.

  1. Министерству просвещения Российской Федерации:

    организовать в 2021 году проведение Всероссийского конкурса на лучший реализованный проект практической деятельности школьных служб медиации и примирения;

    организовать проведение тематической просветительской смены на площадках Всероссийских детских центров для юных медиаторов-волонтёров, имеющих достижения в успешности, конкурентоспособности своих знаний и компетентности в различных областях знаний;

    создать экспертный совет при Департаменте государственной политики в сфере защиты прав детей по развитию служб медиации и примирения в образовательных организациях.

    обеспечить разработку перечня организаций, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования и размещение соответствующей информации на сайте ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей».

  1. Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:

    актуализировать требования к результатам освоения программ бакалавриата федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, включённым в укрупнённые группы специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области медиации (медиатор)»;

    разработать единую специальную комплексную типовую дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по подготовке специалистов в области медиации и восстановительных технологий для системы образования, включающую в обязательном порядке как медиативные, так и восстановительные технологии;

  1. Минюсту России при подготовке проектов нормативных правовых актов учесть необходимость закрепления на законодательном уровне понятий «медиативный и восстановительный подходы» с описанием данной деятельности, а также возможностью использования данных методов при разрешении конфликтных ситуаций в образовательных организациях.
  1. Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка при разработке Концепции единого информационного ресурса защиты прав детей, направленного на правовое информирование и просвещение несовершеннолетних и их родителей, в том числе по вопросам применения процедур медиации, учесть возможность проведения онлайн мероприятий для доступности всех заинтересованных лиц, включая несовершеннолетних, юных волонтёров-медиаторов, в том числе из труднодоступных районов, отдалённых школ, служб школьной медиации и примирения с дефицитом профессиональных кадров.
  1. ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»:

    в сборнике материалов по итогам проведения I Всероссийского совещания школьных служб медиации и примирения отразить все данные о практическом опыте в области применения медиативных и восстановительных технологий, а также апробации элементов восстановительного правосудия;

    актуализировать форму мониторинга деятельности служб школьной медиации в субъектах Российской Федерации для подготовки и направления в субъекты Российской Федерации сводного информационно-аналитического доклада.

  1. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

    предусмотреть меры дополнительной поддержки специалистов служб медиации и примирения образовательных организаций;

    довести до сведения руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций информацию о необходимости повышения квалификации специалистов в области медиативных и восстановительных технологий.

Советуем почитать

24 ноября 2020

В рамках деятельности Федерального ресурсного центра психолого-медико-педагогической комиссии 30 ноября 2020 года состоится ...

23 ноября 2020

18 ноября 2020 г. Министерством просвещения Российской Федерации была проведена Всероссийская конференция для руководите...