5-6 декабря 2019 года состоялся Образовательный форум

12 декабря 2019

Министерство просвещения Российской Федерации совместно с ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» при участии Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования организовали проведение Образовательного форума, посвященного вопросам психологического сопровождения, профилактики асоциального поведения и формирования безопасного образа жизни обучающихся образовательных организаций (далее – Форум).

Форум проводился во исполнение планов мероприятий, реализуемых в рамках Десятилетия детства, федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

В рамках Форума были проведены:

  • 5-6 декабря 2019 г. – Всероссийская конференция по вопросам развития психологической службы в системе образования;
  • 6 декабря 2019 г. – Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования безопасного образа жизни обучающейся молодежи».

Социальными партнерами Образовательного форума выступили:

  • ФГБУ «Российская академия образования»
  • Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования
  • Федерация психологов образования России
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет»
  • Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
  • Общероссийская общественная организация «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей»
  • Учебно-методический журнал «Профилактика зависимостей»

Форум объединил 449 участников, в том числе: 81 представителя органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; 155 руководителей образовательных организаций и ППМС-центров; 140 педагогов-психологов общеобразовательных организаций, из них – 33 главных внештатных педагога-психолога субъектов Российской Федерации, в том числе – 8 главных внештатных педагогов-психологов пилотных площадок по апробации методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях; 23 научных сотрудника; 27 студентов и магистрантов, обучающихся по специальности «Психология»; а также методистов; социальных педагогов; педагогов-организаторов; учителей–логопедов и врачей-психиатров.

От Министерства просвещения Российской Федерации участников Образовательного форума приветствовала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская.

Модератором Образовательного форума выступила директор Центра защиты прав и интересов детей Людмила Юрьевна Вакорина.

Приветственное письмо участникам Всероссийской конференции направил президент Российской академии образования, президент Российского психологического общества, доктор психологических наук, профессор Юрий Петрович Зинченко.

О современном состоянии и перспективах развития психологической службы в системе образования, целях и задачах деятельности Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования рассказала участникам мероприятия профессор кафедры психологии человека, проректор по научной работе РГПУ им. А.И. Герцена, вице-президент Российской академии образования, член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, главный внештатный педагог-психолог Северо-Западного федерального округа Лариса Александровна Цветкова.

Результаты мониторинга создания условий для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций озвучил Сергей Борисович Малых, академик Российской академии образования, член Президиума Российской академии образования, член президиума Российского психологического общества, член комитета по науке Европейской федерации психологических ассоциаций, главный внештатный педагог-психолог Центрального федерального округа.

С докладом «Развитие диагностического инструментария психологической службы в системе образования: платформа DATA-центра Российской академии образования» выступила Александра Георгиевна Долгих, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», кандидат психологических наук.

Большой интерес вызвало выступление о профессиональном взаимодействии педагога и педагога-психолога в современной школе вице-президента Федерации психологов образования России, проректора по инклюзивному образованию ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», кандидата психологических наук Светланы Владимировны Алехиной.

Внимание профессионального сообщества привлёк доклад «Охрана психического здоровья детей и подростков» Натальи Валериевны Треушниковой, президента Союза охраны психического здоровья, автора программ в сфере охраны психического здоровья для различных групп населения Российской Федерации, врача-психиатра.

О результатах пилотной апробации методических рекомендаций по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации, реализуемой в рамках федерального проекта «Современная школа» нацпроекта «Образование», сообщили Роман Геннадьевич Дубровский, руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, кандидат социологических наук и Ольга Станиславовна Мелентьева, заместитель руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, кандидат психологических наук.

По результатам апробации методических рекомендаций по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций была организована панельная дискуссия, на которой выступили главные внештатные педагоги-психологи апробационных площадок. Были подведены итоги проведенных мероприятий по апробации методических рекомендаций в общеобразовательных организациях каждого региона: описаны модели апробации, озвучены результаты проработки содержания деятельности педагога-психолога, анализ результатов апробации.

Высокую практическую ценность имел доклад «Психология в системе образования: развитие и социально-культурное становление личности» Ирины Владимировны Дубровиной, профессора кафедры педагогической психологии факультета психологии образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», действительного члена Российской академии образования, главного научного сотрудника Психологического института Российской академии образования, доктора психологических наук, профессора.

Результаты Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России» подвели Елена Геннадьевна Артамонова, заместитель директора по развитию системы профилактики девиантного поведения ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», кандидат психологических наук и Олеся Игоревна Леонова, исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», ведущий аналитик ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», кандидат психологических наук.

Мастер-класс «Психодиагностика девиантного поведения подростков в Интернете» провела Александра Георгиевна Долгих, главный аналитик Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», кандидат психологических наук.

С мастер-классом «Современные методы профориентации» выступила Мария Александровна Титова, психолог кафедры труда и инженерной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», кандидат психологических наук.

6 декабря 2019 г., во второй день работы Форума, в рамках открытия Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики асоциального поведения и формирования безопасного образа жизни обучающейся молодежи», от Министерства просвещения Российской Федерации участников конференции приветствовала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Павловна Фальковская. Также с приветственным словом к участникам конференции обратились председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марина Владимировна Гордеева и исполнительный директор, член президиума Координационного совета Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», ответственный секретарь Общественного совета при Министерстве образования Московской области Лариса Анатольевна Санатовская.

Основным направлениям государственной политики в сфере профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательной среде посвящен доклад заместителя директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, кандидата психологических наук Ларисы Павловны Фальковской.

Подробно рассмотрены проблемы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в докладе Артура Александровича Реана, академика Российской академии образования, заведующего лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования НИУ «Высшая школа экономики», доктора психологических наук, профессора, руководителя рабочей группы «Защита прав и интересов детей, а также обеспечение их безопасности» при Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетия детства.

С фундаментальным докладом «Психология и психопатология девиантного поведения в Интернет-пространстве» выступил Владимир Давыдович Менделевич, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет», директор Института исследований проблем психического здоровья, эксперт ВОЗ, доктор медицинских наук, профессор.

Обстоятельно рассмотрена проблема агрессивного и аутоагрессивного поведения подростков в докладе Сергея Николаевича Ениколопова, руководителя отдела клинической психологии НЦПЗ РАМН, кандидата психологических наук, доцента.

По актуальной проблеме подросткового буллинга с докладом «Подростковый буллинг: исследования и разработка программ помощи и профилактики» выступила Елена Николаевна Волкова, ведущий научный сотрудник Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, член Президиума Федерации психологов образования, доктор психологических наук, профессор.

В рамках Образовательного форума представил свой театральный проект спектакль-интервенцию «Свобода?» театр-студия «Фламинго» (г. Кемерово).

Во второй день работы Форума были проведены 3 симпозиума: «Агрессия и правонарушающее поведение в подростковой среде: профилактика буллинга и деструктивных проявлений»; «Проблема зависимого поведения у несовершеннолетних. Профилактика употребления ПАВ среди несовершеннолетних»; «Аутодеструктивное поведение несовершеннолетних и формирование безопасного образа жизни: научные и прикладные аспекты».

По итогам форума была принята резолюция.

Советуем почитать

23 августа 2019

28-29 августа 2019 г. в Республике Татарстан в рамках реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» ...