1.4 Проведение обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и подготовка заключения по существу спора.
По поручению суда орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, представляет в суд акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами (пункт 2 статьи 78 Семейного кодекса РФ).
С учетом того, что суд должен привлечь к участию в деле органы опеки и попечительства по месту жительства как истца, так и ответчика, каждый из указанных органов опеки и попечительства обязан представить в суд акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и заключение по существу спора. В ходе судебного заседания орган опеки и попечительства вправе скорректировать свою позицию, в том числе изменить свое заключение.
Представление в суд акта обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и заключения органа опеки и попечительства необходимо в том числе в случаях, если истцом по делу является орган опеки и попечительства.
Акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и основанное на нем заключение по существу спора должны быть представлены органом опеки и попечительства в суд в срок, указанный в судебном поручении.
При рассмотрении спора о месте жительства ребенка возможны следующие ситуации:
на момент судебного разбирательства родители уже проживают в разных жилых помещениях, ребенок проживает совместно с одним из родителей, при этом другой родитель заявляет требование об определении места жительства ребенка с ним.
В этом случае проводятся обследование условий жизни ребенка и родителя, с которым он совместно проживает, в жилом помещении по месту их проживания, и обследование условий жизни отдельно проживающего родителя в жилом помещении по месту его проживания;
на момент судебного разбирательства ребенок проживает в одном жилом помещении с обоими родителями, при этом предполагается, что оба родителя будут проживать в других жилых помещениях (например, после размена данного жилого помещения), либо один из родителей останется в занимаемом семьей в настоящее время жилом помещении, а второй переедет в другое жилое помещение.
В этом случае целесообразно проводить обследование условий жизни ребенка и обоих родителей, претендующих на совместное проживание с ребенком, в жилом помещении по месту их текущего совместного проживания, а также в жилых помещениях по месту предполагаемого совместного проживания каждого из родителей с ребенком (при наличии правоустанавливающих документов на указанные жилые помещения).
Акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, должен содержать:
а) сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения спора по существу и подлежащих установлению при проведении обследования, в том числе:
об обоих родителях ребенка (семейное положение, трудовая деятельность, участие в воспитании и содержании ребенка);
о ребенке (состояние здоровья, внешний вид, основной уход (удовлетворение базовых потребностей ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями), социальная адаптация, воспитание и образование, удовлетворение эмоциональных потребностей ребенка);
о семейном окружении (состав семьи, включая лиц, проживающих совместно с ребенком и (или) лицом, претендующим на его воспитание, родственников ребенка и его родителей, отношения, сложившиеся между членами семьи, социальные связи ребенка и его семьи, лица, фактически осуществляющие уход и надзор за ребенком);
о жилищно-бытовых и имущественных условиях (жилая площадь, собственник (наниматель) жилой площади, качество дома, благоустройство дома и жилой площади, санитарно-гигиеническое состояние жилой площади, жилищно-бытовые условия ребенка, обеспечение безопасности ребенка в соответствии с его возрастом, структура доходов семьи, имущество и имущественные права ребенка, обеспечение основных потребностей ребенка, сведения об обращении родителей за оказанием им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи);
о наличии или отсутствии условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию;
о результатах опроса лиц, располагающих данными о взаимоотношениях родителей с ребенком, их поведении в быту, а также по иным вопросам, касающимся существа спора;
о результатах беседы с ребенком о его отношении и привязанности к каждому из родителей и другим членам семьи;
о мнении родителей, а также мнении ребенка (с учетом его возраста и степени зрелости) по вопросам, касающимся существа спора;
об иных значимых обстоятельствах;
б) выводы органа опеки и попечительства:
о наличии условий для безопасного пребывания, нормального воспитания и развития ребенка в жилом помещении по месту проведения обследования;
о возможности обеспечить воспитание и содержание ребенка со стороны каждого из лиц, претендующих на совместное проживание с ребенком и его воспитание;
иные выводы (в зависимости от содержания заявленных требований по существу спора, вопросов, поставленных судом перед органом опеки и попечительства).
При проведении обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и составлении акта по его результатам, а также при подготовке заключения по существу спора органу опеки и попечительства следует принимать во внимание положения действующего законодательства и правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации относительно урегулирования споров, связанных с воспитанием детей, в судебном порядке.
В частности, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», решая вопрос о месте жительства несовершеннолетнего при раздельном проживании его родителей (независимо от того, состоят ли они в браке), необходимо иметь в виду, что место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам.
При этом суд принимает во внимание возраст ребенка, его привязанность к каждому из родителей, братьям, сестрам и другим членам семьи, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (с учетом рода деятельности и режима работы родителей, их материального и семейного положения, имея в виду, что само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя), а также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей.
Как отмечается в Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 2011 года), суды при определении места жительства ребенка учитывают положения пункта 3 статьи 65 Семейного кодекса РФ, а также иные обстоятельства, влияющие на правильное разрешение этих споров. К таким обстоятельствам могут относиться: проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности; наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые могут оказать родителю, с которым остается проживать ребенок, действенную помощь в воспитании ребенка; удобство расположения дошкольных, общеобразовательных, иных образовательных организаций, которые посещает ребенок, возможность создания каждым из родителей условий для организации содержательного досуга ребенка, обеспечения его потребности ребенка в дополнительном развитии (посещение кружков и секций); цель предъявления иска (например, отсутствие мотивов, связанных с использованием принадлежащего ребенку имущества, желанием отомстить бывшему супругу и т.д.).
Согласно положениям статьи 24 Семейного кодекса РФ вопрос об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей может быть разрешен в ходе рассмотрения дела о расторжении брака в судебном порядке. В случае, если судом будет установлено, что супруги не достигли соглашения о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, либо такое соглашение достигнуто, но оно нарушает интересы детей или одного из супругов, суд разрешает указанные вопросы по существу одновременно с требованием о расторжении брака.
Решения по спорам, связанным с воспитанием детей, принимаются судами с учетом всех юридически значимых обстоятельств и в первую очередь исходя из интересов детей. При разрешении таких споров суды исходят как из равенства родительских прав обоих родителей, учитывая их пожелания, так и из интересов ребенка.
Судебная практика рассмотрения споров об определении места жительства ребенка свидетельствует о том, что в большинстве случаев место жительства детей определяется с их матерью. В то же время в последние годы возрастает число случаев, когда место жительства ребенка определяется с его отцом.
Как правило, большая материальная обеспеченность того или иного родителя, занимаемая им должность, социальное положение в обществе не являются определяющими факторами, исходя из которых суды решают вопрос об определении места жительства ребенка.
В акте обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и заключении органа опеки и попечительства должны быть отражены сведения об обстоятельствах, подлежащих учету судом при вынесении решения по делу.
При подготовке заключения орган опеки и попечительства должен исходить из интересов детей (имея в виду прежде всего создание благоприятных условий, как материального, так и морального характера, обеспечивающих нормальное воспитание, здоровье детей, их физическое, психическое, духовное и нравственное развитие), а также равенства прав и обязанностей отца и матери в отношении своих детей. Кроме того, необходимо учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам.
В соответствии со статьей 57 Семейного кодекса РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Установленная указанной статьей обязательность учета мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам), не ограничивает права на выражение своего мнения ребенка, не достигшего этого возраста. В силу пункта 1 статьи 12 Конвенции о правах ребенка взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
При подготовке заключения по существу спора специалистом органа опеки и попечительства используются сведения, содержащиеся в акте обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующих на его воспитание, информация, представленная сторонами в ходе судебного разбирательства, а также сведения из других источников (при наличии).
В случаях, когда установление тех или иных обстоятельств требует специальных знаний, судами назначаются судебно-психологические, судебно-психиатрические, а также комплексные судебные экспертизы (психолого-психиатрические, психолого-педагогические, социально-психологические и другие) для диагностики внутрисемейных отношений и взаимоотношений ребенка с каждым из родителей, выявления психологических особенностей каждого из родителей и ребенка, для психологического анализа ситуации в целом (семейного конфликта), определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей.
Как отмечается в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 2-КГ13-3, в случае возникновения при рассмотрении дела об определении места жительства ребенка с одним из родителей вопросов, требующих специальных знаний в области психологии и психиатрии, неназначение судом экспертизы является существенным нарушением норм процессуального права.
Основанием для вынесения судом определения о назначении экспертизы может являться мотивированное ходатайство сторон или иных лиц, участвующих в деле, в том числе органа опеки и попечительства.
В ходатайстве должны быть указаны вопросы, подлежащие разрешению при проведении экспертизы.
Лица, участвующие в деле, имеют право просить суд назначить проведение экспертизы в конкретном судебно-экспертном учреждении или поручить ее конкретному эксперту; заявлять отвод эксперту; формулировать вопросы для эксперта; знакомиться с определением суда о назначении экспертизы и со сформулированными в нем вопросами; знакомиться с заключением эксперта; ходатайствовать перед судом о назначении повторной, дополнительной, комплексной или комиссионной экспертизы.
При уклонении стороны от участия в экспертизе, непредставлении экспертам необходимых материалов и документов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам дела и без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для нее она имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым (статья 79 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела и содействия разрешению спора в интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе в инициативном порядке заявить в суде ходатайство о назначении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы для выяснения отношения ребенка к лицам, являющимся сторонами спора, и заявленным ими требованиям, влияния спора и его последствий на здоровье и развитие ребенка.
Заключение органа опеки и попечительства должно содержать мотивированный вывод, основанный на результатах обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, сведениях, полученных в ходе судебного заседания, и других доказательствах, о целесообразности (нецелесообразности) определения места жительства ребенка с одним из родителей.
Следует также учитывать, что при рассмотрении споров о детях по требованию родителей (одного из родителей) в предварительном судебном заседании суд с обязательным участием органа опеки и попечительства вправе определить место жительства детей и (или) порядок осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения (пункт 2 статьи 66 Семейного кодекса РФ, часть 6.1 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса РФ). По данным вопросам выносится определение при наличии положительного заключения органа опеки и попечительства и с обязательным учетом мнения детей. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что изменение фактического места жительства детей на период до вступления в законную силу соответствующего судебного решения противоречит интересам детей, суд определяет местом жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства фактическое место жительства детей.
Аналогичным образом органом опеки и попечительства осуществляются обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, с составлением по результатам обследования соответствующего акта и подготовка заключения об определении порядка осуществления родителем, проживающим отдельно, родительских прав в отношении ребенка, в том числе порядка общения с ребенком отдельно проживающего родителя.
При рассмотрении спора о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим родителем, о порядке общения такого родителя с ребенком проводится обследование условий жизни ребенка и родителя, с которым совместно проживает ребенок, а также обследование условий жизни родителя, претендующего на участие в воспитании ребенка и общение с ним. В последнем случае устанавливается в том числе наличие надлежащих (отвечающих требованиям к безопасности ребенка, его воспитанию и развитию) условий для временного пребывания ребенка в жилом помещении, в котором проживает родитель, претендующий на участие в воспитании ребенка и общение с ним (в случае, если отдельно проживающий родитель заявляет требование относительно общения с ребенком в занимаемом жилом помещении).
Аналогичный подход следует использовать и при рассмотрении спора об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников.
Порядок общения родителя с ребенком определяется судом до совершеннолетия ребенка, если в исковом заявлении не указано иное. Порядок общения с ребенком при необходимости может быть изменен судом по требованию любого родителя, а по достижении ребенком возраста четырнадцати лет по требованию самого ребенка (пункт 2 статьи 56 Семейного кодекса РФ).
При определении порядка общения родителя с ребенком принимаются во внимание возраст ребенка, состояние его здоровья, привязанность к каждому из родителей и другие обстоятельства, способные оказать воздействие на физическое и психическое здоровье ребенка, на его нравственное развитие. С учетом указанных обстоятельств устанавливаются конкретные условия общения родителя с ребенком (время, место, продолжительность общения и другие условия).
К таким обстоятельствам могут быть отнесены, в частности, наличие либо отсутствие условий для воспитания и развития ребенка (наличие спального и игрового мест и т.д.); режим дня малолетнего ребенка; удаленность места жительства отдельно проживающего родителя от места жительства ребенка; длительность периода времени, в течение которого ребенок не общался с родителем, и другие обстоятельства.
При определении порядка общения ребенка с родителем, проживающим отдельно от ребенка, суд определяет возможность такого общения в присутствии другого родителя и по месту жительства ребенка лишь в отдельных случаях, когда это обусловлено интересами ребенка. Установление судом подобных ограничений без достаточных оснований неправомерно.
С учетом обстоятельств конкретного дела исковые требования родителя, проживающего отдельно от ребенка, могут быть удовлетворены судом частично. В исключительных случаях, если суд, основываясь на соответствующих доказательствах, приходит к выводу, что общение ребенка с отдельно проживающим родителем не отвечает интересам ребенка и может нанести ему вред, суд, исходя из пункта 1 статьи 65 Семейного кодекса РФ, не допускающего осуществление родительских прав в ущерб физическому и психическому здоровью детей и их нравственному развитию, вправе отказать в удовлетворении иска об определении порядка участия этого родителя в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.
Статья 66 Семейного кодекса РФ, предусматривающая, что родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ним, право на участие в его воспитании и решении вопросов получения им образования, не содержит исчерпывающего перечня родительских прав. В связи с этим суду, разрешающему спор о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, исходя из интересов ребенка, а также с учетом конкретных обстоятельств каждого дела необходимо исходить из наличия всего спектра родительских прав данного родителя, не ограничиваться только определением порядка общения родителя с ребенком, а, руководствуясь частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, поставить на обсуждение сторон вопросы, касающиеся реализации отдельно проживающим родителем и других родительских прав, разъяснив ему возможность уточнения исковых требований, если иск подан этим родителем.
В частности, как свидетельствует изучение и обобщение судебной практики, в резолютивной части решений по делам по спорам об определении порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (либо в утвержденном судом мировом соглашении), в ряде случаев (если требование об этом заявлялось одной из сторон), помимо указания определенного судом порядка общения (время, место, периодичность общения и т.п. обстоятельства), предусматриваются также:
а) возможность осуществления отдельно проживающим родителем иных родительских прав, например: участвовать в воспитании ребенка и решать вопросы, связанные с получением образования; получать информацию о состоянии здоровья ребенка, режиме сна и питания, возникающих потребностях, местонахождении ребенка, местонахождении детских учреждений, которые ребенок посещает; посещать стационарное лечебное учреждение в случаях нахождения там ребенка, предлагать учреждения здравоохранения для лечения ребенка; общаться с ребенком по телефону или по Интернету;
б) возложение на родителей определенных обязанностей, например: корректно относиться друг к другу, с тем чтобы не подрывать авторитет друг друга в глазах ребенка; совместно решать вопросы, касающиеся обучения и воспитания ребенка; совместно решать вопросы участия ребенка в спортивных соревнованиях и турнирах и подготовки к ним; способствовать нравственному развитию ребенка, не посещать вместе с ним сеансы, на которых демонстрируют фильмы, содержащие сцены жестокости и насилия, а также иные мероприятия, которые могут отрицательно повлиять на психическое здоровье ребенка; не препятствовать общению с ребенком по его желанию посредством переписки, по телефону и через Интернет; не формировать у ребенка негативного мнения друг о друге; нести расходы на посещение ребенком спортивных и образовательных учреждений в равных долях с учетом возраста и в интересах ребенка и др.
Заключение органа опеки и попечительства по данному вопросу должно содержать мотивированный вывод о возможности и порядке осуществления отдельно проживающим родителем своих родительских прав в отношении ребенка с учетом указанных выше обстоятельств.
В случае обращения одной или обеих сторон спора в орган опеки и попечительства за консультацией во время судебного разбирательства, либо ранее, на досудебной стадии, специалистам органа опеки и попечительства, со своей стороны, следует рекомендовать гражданам предусматривать в исковом заявлении или в мировом соглашении конкретные требования, определяющие условия осуществления родительских прав, в том числе общения с ребенком, права и обязанности сторон.
Также целесообразно рекомендовать сторонам спора заблаговременно уведомлять орган опеки и попечительства о своем намерении частично изменить исковые требования (или отказаться от иска) до судебного заседания.
В случае, если в ходе судебного разбирательства выясняются какие-либо новые обстоятельства, касающиеся существа спора, орган опеки и попечительства вправе заявить ходатайство об изменении или отзыве ранее представленного в суд заключения.
При достижении сторонами спора договоренности о заключении мирового соглашения орган опеки и попечительства также представляет по поручению суда, утверждающего указанное соглашение, акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и соответствующее заключение.
Выводы, содержащиеся в представляемых органом опеки и попечительства в суд заключениях, должны быть мотивированными, основываться исключительно на фактических доказательствах, обеспечивать исчерпывающие ответы на поставленные судом вопросы, подлежащие разрешению в рамках рассматриваемого дела.
Акт обследования условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, подписывается лицом (лицами), проводившим обследование, утверждается уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления) и заверяется печатью.
Заключение органа опеки и попечительства оформляется на бланке органа опеки и попечительства, подписывается уполномоченным должностным лицом органа опеки и попечительства (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления) и заверяется печатью.
Не допускается представление органом опеки и попечительства в суд актов обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и заключений:
составленных формально, не содержащих сведений, имеющих существенное значение для принятия судом решения по рассматриваемому делу (в частности, сведений, характеризующих отношения в семье между родителями, между ними и ребенком, личностные качества родителей, сведений о привязанности ребенка к каждому из родителей, о результатах общения с ребенком, о целесообразности либо нецелесообразности опроса ребенка в судебном заседании и т.д.);
содержащих сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела;
не содержащих вывода органа опеки и попечительства по существу спора и оставляющих указанный вывод на усмотрение суда;
оформленных с нарушением установленных требований.
Не оформленные и не заверенные надлежащим образом акты обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, заключения органов опеки и попечительства не могут рассматриваться судом в качестве допустимых доказательств, следовательно, не могут быть положены в основу решения суда.
Следует учитывать, что достаточность и полнота отраженных в актах и заключениях органа опеки и попечительства сведений напрямую зависят от тех вопросов, которые суд ставит перед органом опеки и попечительства, поручая ему проведение по делу обследования условий жизни ребенка и лиц, претендующих на его воспитание, и составление заключения. В случае, если поставленные в поручении суда вопросы требуют уточнения с учетом конкретных обстоятельств дела и заявленных исковых требований, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд для получения соответствующих разъяснений.
При наличии спора об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников или спора об устранении препятствий родителям, не лишенным родительских прав, в воспитании детей, находящихся у других лиц на основании закона или решения, такие споры разрешаются в том же порядке, что и связанные с воспитанием детей споры между родителями детей.