Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»

Марковская Ирина Михайловна,

кандидат психологических наук, доцент

Опросник «Взаимодействие родитель — ребенок» как инструмент самодиагностики

В современном мире активно развивается психологическое мышление, формируется психологическая культура общества. Большинство родителей сегодня стремятся повышать свою грамотность и компетентность в вопросах психологии для решения возникающих проблем. Воспитание детей и взаимодействие с ребенком — самые животрепещущие темы детско-родительских отношений. Эти два мира — взрослого и ребенка — очень близки и взаимозависимы, но, к сожалению, мирно сосуществовать им удается не всегда.

Иногда представления взрослых о самих себе не совпадают с тем, что есть на самом деле. Каждый родитель старается сделать все возможное для своего ребенка, а проблемы с детьми все равно возникают. Откуда они берутся? Изучить ситуацию и разобраться в деталях — прежде всего в отношении себя — поможет опросник «Взаимодействие родитель — ребенок».

Смысл методики в том, чтобы родитель мог понять, из чего конкретно складывается его стиль общения с ребенком. Проанализировав собственные ответы, родитель сможет увидеть, что именно в его родительском отношении выражено ярче всего: контроль, принятие, предоставление автономии ребенку, последовательность утверждений и действий. Опросник помогает разложить общую картину на части, рассмотреть их детально и проанализировать все стилевые особенности взаимодействия с ребенком. Это инструмент для самодиагностики и исследования отношений внутри семьи.

Данный инструмент будет полезен родителям, заинтересованным в поисках контактов и взаимопонимания с ребенком, готовым признать в нем личность, развивать свои с ним отношения, изменять их вместе с ростом и развитием ребенка.

Результаты методики можно использовать как для самостоятельной работы над взаимоотношениями с ребенком, так и для обращения за помощью к специалисту.