Профилактика рисков интернет-активности обучаюшихся

ПРОФИЛАКТИКА РИСКОВ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ: СУБЪЕКТ-ПОРОЖДАЮЩЕЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Н.В. Калинина 

Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей»,

доцент кафедры психологии Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина (технологии, дизайн, искусство)

kalinata66@mail.ru

 

 

Жизнь современного ребенка невозможно представить без интернета. Интернет используется как средство для познания окружающего мира, как способ взаимодействия, инструмент адаптации и самореализации, и т.п. Современный школьник все больше времени проводит в Сети, что оказывает существенное влияние на процессы его социализации. Наряду с предоставлением широчайших возможностей для познавательного и социального развития школьников все более широкое использование Сети Интернет влечет за собой определенные риски для социальной адаптации и психологического здоровья обучающихся. 

Исследователи Интернет - активности детей, подростков и молодежи отмечают угрозы распространения патологического использования Интернета и фиксируют увеличение числа лиц, склонных к интернет-зависимости и рост непосредственно интернет – зависимого поведения в молодежной среде. По данным исследования «Дети России он-лайн», осуществленного сотрудниками фонда развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России [7] каждый пятый школьник проводит в интернете более 5 часов в день, а каждый десятый опрошенный подросток отмечает, что в Интернете он живет. Исследования показывают высокую потребность в доступе в Интернет у всех опрошенных школьников. Так в ответ на вопрос «что возьмете с собой на необитаемый остров», 69% школьников в качестве приоритета выбирают доступ к сети. Эти данные сами по себе еще не свидетельствуют о повальной интернет-зависимости в среде подростков и молодежи, однако фиксируют тревожные тенденции. Так, дети и подростки в России по сравнению со сверстниками в странах Европы, очень часто пользуются интернетом безо всякого контроля взрослых. Подавляющее большинство школьников выходит в сеть из своих комнат дома или от друзей. Вызывают тревогу данные о том, что более 90% школьников выходят в интернет в отсутствии рядом родителей, педагогов или других старших. В этих условиях многократно возрастают риски пагубного влияния интернета на социализацию детей. Это относится как к проблеме столкновения школьников с информацией, несущей угрозу их незрелой психике и психологическому здоровью (например, с информацией, сексуального характера, информацией, связанной с агрессией, суицидами и т.п.), так и к проблемам степени погруженности в виртуальную реальность, развития склонности к интернет-зависимости, целенаправленного деструктивного влияния на сознание посредством сетевого взаимодействия. Исследования рисков использования сети показывают, что погружение в сеть более чем на 5 часов в день связано с развитием депрессии, возникновением суицидальных мыслей [11]. 

Тревожные тенденции влияния сети Интернет на социализацию обучающихся показывают необходимость специальной психолого-педагогической помощи детям и подросткам в их преодолении и актуализируют проблему разработки научных оснований для организации профилактической работы в данном направлении. 

В научных работах, посвященных профилактике негативного влияния интернета на личность, сегодня представлены подходы к профилактике интернет-аддикций [1,2,3,4,5,10], в незначительном числе отдельных исследований предлагаются  направления профилактики других рисков и вреда интернета для школьников [9]. В соответствии с ними, профилактика строится на различных основаниях: на повышении правовой ответственности молодежи и информирование их о последствиях Интернет-зависимости для личного здоровья и здоровья людей в социальном окружении, а также посредством проведения профилактических мероприятий по укреплению нравственно-психического здоровья; на информационной подготовке всех участников образовательного процесса (педагогов, родителей, самих обучающихся) к работе в сети, включая формирование знаний о негативных последствиях воздействия бесконтрольного использования интернета, о существующих рисках работы в сети, и способах защиты от них; на использовании педагогических и психологических средств развития информационной культуры и «саногенного» мышления и поведения обучающихся; на выявлении личностных качеств обучающихся, склонных к интернет-аддикциям и коррекции их в индивидуальной и групповой работе; на развитии личностных качеств, способствующих противостоянию аддиктивному поведению. Не умаляя достоинств каждого из указанных подходов, и подчеркивая их значимость для использования в широкой педагогической практике, нам представляется значимым акцентировать внимание на необходимости повышении субъектной позиции обучающегося в процессе использования сети Интернет и усилении взаимодействия в системе «взрослый – ребенок» в процессе профилактики негативных последствий использования интернета школьниками.

В данном контексте профилактическая работа может быть выстроена в опоре на экопсихологический подход [6]. Акценты в данном подходе ставятся на обеспечение возможностей для социализации учащихся в соответствии с индивидуальными потребностями и целями, с ценностями жизни в обществе; на развитии у учащихся субъектных качеств; на включение детей и взрослых в различные виды совместной деятельности; на развитии всех сторон психики: не только когнитивной, но и телесной, эмоциональной, личностной, духовной, включая способность к регуляции своих действий и состояний; на природосообразности (экологичности) образовательных технологий. 

В рамках данного подхода внимание уделяется, в первую очередь, созданию особой образовательной среды. В качестве определяющей характеристики развивающих возможностей образовательной среды В.И. Панов выделяет типы взаимодействия учащегося с образовательной средой: объект-объектный, когда взаимодействие имеет формальный характер и характеризуется пассивностью с обеих сторон; объект-субъектный, когда учащийся выполняет роль объекта педагогического воздействия со стороны педагогов; субъект-объектный, когда образовательная среда и педагог в ней выступает в качестве объекта пассивного восприятия и оценки со стороны ученика; субъект – субъектный, когда учащийся и среда активно взаимодействуют друг с другом. При этом субъект – субъектное взаимодействие может проявляться в различных ипостасях: субъект-обособленный тип, при котором активное воздействие одного участника на другого осуществляется без принятия во внимание субъектной позиции этого другого; совместно-субъектный, когда взаимодействия имеют характер совместного действия; и субъект – порождающий, при котором взаимодействие имеет совместно-распределенный характер, требует взаимного обмена способами совместно выполняемых действий, их присвоения и, следовательно, изменения своей субъектности [7].

Реализация субъект – порождающего типа взаимодействия предполагает создание условий для проявления скрытых и развития проявленных интересов детей, формирование способности быть субъектом образовательной среды, смещение акцента на совместно-распределенную деятельность участников среды, формирование детско-взрослых общностей как совокупных субъектов среды, создание условий для формирования рефлексивной позиции, когда индивид обретает способность смотреть и анализировать себя со стороны. [6, с 83].

Ведущая роль в субъект-порождающем взаимодействии отводится взрослому участнику образовательной среды. Усилия взрослого направлены на обеспечение процесса взросления, предполагающего психологическое восприятие ребенком себя как значимого участника взаимодействия, от деятельности которого зависит качество достижения общего результата, и, даже, судьба других людей; на осознание ребенком себя как участника, способного к принятию решений и ответственности. Учитывая стремление каждого ребенка к социальной значимости, к занятию определенного общественного положения в младшем школьном возрасте и потребность в самоутверждении в подростничестве, а так же то, что взрослые часто оказываются менее компетентными в вопросах использования Сети и зачастую реально нуждаются в помощи со стороны детей подростков, объективно возникают условия для организации совместной работы обучающихся и взрослых по поиску и обогащению ресурсов для преодоления негативного влияния Интернет – рисков на жизнедеятельность. 

Организуя совместную со школьниками реальную деятельность, взрослый реализует механизм «взращивания» субъектной позиции ребенка, которая предполагает развитие самосознания, способности к самостоятельному выбору, развитие волевых механизмов, концентрации внимания на деятельности и усилий для выполнения выбранных действий, развития умений проектирования и планирования собственной деятельности. Все это достижимо при условии, что обучающийся включается в решение реальной задачи, попадая в ситуацию трудности, которую он сам оценивает как помеху и, имеет стремление ее преодолеть. Направлением усилий взрослого выступает становление в сознании ученика представления о том, что для достижения успеха необходимо научиться управлять собой, своей деятельностью вообще и в сети в частности, решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят.

Основные принципы субъект-порождающего взаимодействия могут быть реализованы через включение учащихся в совместно-распределенную со взрослыми исследовательскую деятельность, направленную на выявление возможностей и рисков использования интернета школьниками, а так же на разработку на этой основе приемов, средств и способов профилактики обнаруженных рисков. 

Практически предлагаемый подход реализуется следующим образом. Для организации исследований в школе создается специальное образовательное пространство – исследовательская психологическая лаборатория, в которой изучаются риски работы в сети и способы их преодоления у детей и взрослых. Базовой формой организации познавательной деятельности детей в психологической лаборатории является совместно-распределенная деятельность в системах «ребенок – взрослый» и «ребенок – сверстник». Для этого организуются «временные исследовательские группы» для решения конкретной проблемы, проведения конкретного исследования. В состав исследовательских групп входят ученики начальной школы, подростки, старшеклассники, психолог, педагог, родители. В лаборатории выполняются исследовательские проекты по значимым для профилактической работы и интересным для детей темам: «Плюсы и минусы виртуальной реальности», «Виртуальный друг: доверять или проверять», «Управление временем в сети», «Как обеспечивается личная безопасность в сети», «Насколько значимо получить лайк?», «Чем измерить успех?» и др. Участники лаборатории - психолог школы, представители родителей, учащиеся разрабатывают анкеты для исследований, проводят опросы, обрабатывают и обсуждают результаты, готовят их презентацию. Так, например, исследователи  выявляют какие сайты посещают чаще всего соученики, как используют полученную информацию, изучают и типологизируют возможные опасности, которые таит в себе всемирная сеть и с которыми сталкиваются дети и взрослые в сети, выдвигают гипотезы о причинах распространения виртуального общения, выделяют причины увеличения времени пребывания в сети, вырабатывают и предлагают способы преодоления «тяги» к пребыванию в сети, участвуют в занятиях по апробации и сравнивают различные варианты преодоления, разрабатывают памятки и советы по профилактике негативного влияния сети на личность, делают отчеты о результатах исследований, представляют их публично.

Организационно такая работа может осуществляться в рамках внеурочных занятий, воспитательных мероприятий и классных часов, в рамках деятельности школьных научных обществ, социального проектирования и т.п. Сами исследовательские группы могут быть представлены небольшим числом участников, однако проводимые группой исследования охватывают большую часть обучающихся, их родителей, педагогов. Хорошо зарекомендовали себя такие формы организации этой работы как конкурсы исследовательских проектов, проводимые на уровне, как отдельной образовательной организации, так и их сети. 

Угрозы, которые несет с собой широкое распространение интернета в среде детей, подростков и молодежи становятся сегодня все отчетливее. Очевидно, что сегодня необходима целенаправленная профилактическая работа в каждой образовательной организации. Предлагаемый подход обеспечивает широкий охват школьников, их родителей, других участников образовательной среды профилактической работой, предполагает их активное взаимодействие и повышает управляемость рисками использования сети Интернет. 

Список литературы:

  • Брынин Г.Э.  Психолого-педагогическое сопровождение интернет-аддиктов как комплексный подход к изменению аддиктивного поведения // Известия Алтайского государственного университета, 2010, № 2-2, с. 9 – 12.
  • Жичкина А. Е. Взаимосвязь идентичности поведения в Интернете пользователей юношеского возраста. Дисс. ... канд. психол. наук. М., 2001.
  • Дрепа М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07, Северо-Кавказ. соц. ин-т. Ставрополь, 2009.
  • Завалишина О.В. Моделирование процесса педагогической поддержки подростков, склонных к проявлению интернет-зависимости // Научный журнал КубГАУ, №70(06), 2011 года, режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/06/pdf/11.pdf
  • Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств Дис. на соиск. учен. степ. к.м.н. Новосибирск, 2004 – 157 с. 
  • Панов. В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика – Спб.: Питер, 2007. – 352 с.
  • Панов В.И. Система экопсихологических взаимодействий в развитии психики // Экопсихологические исследования. Сборник материалов 5 Российской конференции по экологической психологии /Под ред. В.И. Панова. – М.: психологический институт РАО, 2009. – с.37 – 55.
  • Солдатова Г., Рассказова Е,  Зотова Е., Лебешева М., Роггендорф П. Дети России он-лайн: риски и безопасностьРезультаты международного проекта EU Kids Online II в России. [Электронный ресурс]. режим доступа:http://detionline.com/assets/files/helpline/RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf
  • Солдатова Г.В., Рассказова Е.И. Как им помочь. Ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять? // Дети в информационном обществе. 2012. № 10. С. 26–33.
  • Хилько О. В. Практический подход к профилактике компьютерной зависимости у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 56–60. Режим доступа:  http://e-koncept.ru/2015/85012.htm.
  • Messias E and all. Sadness, suicide, and their association with video game and internet overuse among teens: results from the youth risk behavior survey 2007 and 2009. Suicide Life Threat Behav. 2011 Jun; 41(3):307-15 https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21463355