Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде


Т.Ю.Райфшнайдер, кандидат психологических наук,
заместитель директора по научной работе
ФГНУ «ЦПВиСППДМ»

 

В России официально зарегистрировано более 400 000 ВИЧ-положительных, большинство из которых молодежь в возрасте от 15 до 30 лет. Несмотря на меры, предпринимаемые для предотвращения развития эпидемии, ВИЧ-инфекция продолжает поражать население.

Исследования представлений молодежи об этом заболевании показывают, что наиболее частой ассоциацией с ВИЧ-инфекцией является смерть, ее указывает практически половина респондентов (49,5%). Далее выстраивается следующая иерархия понятий: СПИД – 25,7%, небезопасный секс и иммунодефицит по 17,8%, наркотики – 16,8%, шприц и наркомания – по 15,8%, секс – 15%, страх – 14,8%, болезнь – 11,9%, неизлечимо – 10,9%. Остальные категории употребляются с более низкой частотой: кровь – 8,9%, беспорядочные половые связи, больница и опасность по 7,9%, безвыходность, наркоман игла по 6,9%, вирус – 5,9% .<1>
<1> По данным СПИД Фонд Восток Запад (AFEW), Москва, 2008 г.

Анализ структуры представления показывает, что составляющими ядра представления стали 8 понятий: СПИД, небезопасный секс, наркотики, шприц, наркомании, страх, секс, болезнь. Из этих понятий можно условно выделить две важные группы: 1) наркомания, наркотики и шприц; 2) небезопасный секс и секс, которые являются указанием на рискованное поведение, иногда приводящее к заражению ВИЧ. Также важно отметить страх как эмоциональную составляющую представления о ВИЧ-инфекции. В число элементов периферической системы входят: беспорядочные половые связи, вирус, опасность, смерть, иммунодефицит; больница, игла, кровь, наркоман, безнадежность, неизлечимость. Понятия, представленные в периферии согласованы с понятиями в ядре представления. Особо надо выделяется категория смерть, которая, несмотря на высокую частоту упоминания, находится не в ядре, а в периферической зоне, т.е. указывается большим количеством респондентов, но не в первую очередь. Это может означать, что в восприятии ВИЧ-инфекции акцент сместился с понятий «приговор», смерть на факторы риска, небезопасное поведение, приводящее к заражению.

В качестве источников информации о ВИЧ-инфекции молодые люди чаще всего указывают журналы - 56,4% и интернет – 42,6%, затем брошюры – 33,7%, газеты – 29,7%, телевидение 20,8% и книги – 19,8%. Меньшее количество считают, что получают информацию из рекламы – 7,9%, в школе – 4%, из СМИ и от родителей – по 3%. И не получают информацию о ВИЧ – 4% респондентов.<2>
<2>
По материалам Второй конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии, Москва 3-5 мая 2008 г.

Недостаточность информированности о ВИЧ/СПИДе, отрицательно окрашенный эмоциональный фонд восприятия информации зачастую приводят к отрицанию несовершеннолетними и их родителями профилактической работы. Это ярко иллюстрирует необходимость проведения профилактической работы в области ВИЧ/СПИДа в образовательной среде.

Выводы, сделанные в результате исследования проблемы осуществления ВИЧ-профилактики как зарубежными, так и российскими учеными, свидетельствуют о том, что система образования должна играть центральную роль в профилактике ВИЧ; в создании потенциала для реагирования на эту эпидемию путем содействия соблюдению прав человека; обеспечению гендерного равенства; приобретению знаний и навыков; участию молодежи и ВИЧ-позитивных людей в деятельности общества, а также путем сокращения стигматизации и дискриминации.

В настоящее время заражение ВИЧ-инфекцией перестало ограничиваться только маргинальными группами, а стало распространяться среди широких слоев населения. Очевидной стала и еще одна новая тенденция – повышение частоты распространения ВИЧ-инфекции среди молодых женщин и резкий рост частоты передачи вируса от матери к ребенку, что уже привело к увеличению числа ВИЧ-инфицированных детей как в семьях, так и в образовательных учреждениях.

Все это еще раз подчеркивает реально высокую вероятность столкновения с проблемами ВИЧ/СПИДа непосредственно в образовательной среде как социальном институте, который в первую очередь занимается детьми, подростками и молодежью. И естественно, обладая большими и разнообразными возможностями и методами влияния на молодое поколение, его развитие и формирование, образовательная среда не только не может находиться в стороне от такого рода проблем, но в современных условиях является главным направлением противодействия распространению ВИЧ/СПИДа среди населения нашей страны.

Мировые достижения в области ВИЧ-профилактики позволили выделить основные направления и целевые группы профилактической деятельности в условиях образовательных учреждений:

- здоровые учащиеся;
- дети и подростки групп риска;
- ВИЧ-инфицированные обучающиеся;
- учащиеся, контактирующие с ВИЧ-инфицированными.
 

Сюда же следует отнести родителей учащихся и педагогический состав образовательных учреждений.

Наиболее обширная целевая группа профилактической работы – это здоровые дети и подростки. Профилактика в этой группе основывается преимущественно на формировании и развитии защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию. Поэтому самыми распространенными и эффективными в этой группе являются многочисленные образовательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни учащихся, формирование социально безопасного поведения. Очень важным в этой работе является информационно-образовательная работа по половому воспитанию, а также информация о сущности ВИЧ-инфекции и путях ее предупреждения, которая должна проводиться в строгом соответствии с нравственно-этическими нормами и возрастными психологическими особенностями детей и подростков.
Не менее многочисленной является целевая группа, включающая детей и подростков групп риска. В профилактической работе в этой группе наряду с формированием защитных факторов приоритет приобретает раннее выявление факторов риска и последующая психолого-педагогическая коррекция поведенческих отклонений для снижения возможности заражения и предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.

Следующая целевая группа ВИЧ-профилактики в образовательной среде представлена ВИЧ-инфицированными учащимися, которых значительное число находится непосредственно в интернатах, реабилитационных и коррекционных центрах, в общеобразовательных школах, СУЗах и ВУЗах. В этой группе наиболее адекватной является работа по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, улучшение качества жизни лиц с ВИЧ-инфекцией, а также их интеграцию в образовательную среду.
Группа лиц, контактирующих с ВИЧ-инфицированными, включает учащихся, их родителей, членов семей, здоровых детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей, а также специалистов, работников образовательной сферы, которые в силу семейных, профессиональных и ситуативных обстоятельств находятся в контакте с ВИЧ-инфицированными. Особенность профилактической работы с этой группой представляет изучение вопросов семейного сопровождения, профилактики синдрома «выгорания», а также развитие идеологии толерантности и поддержки в отношении ВИЧ-инфицированных.

Отдельную группу профилактической работы в области ВИЧ/СПИДа составляют родители здоровых учащихся зачастую не осознающие важность и необходимость проведения ВИЧ-профилактики с их детьми. Довольно часто встречаются родители, которые категорически не хотят, чтобы такая работа проводилась с их детьми.

Одним из очень важных на сегодняшний день остается вопрос, касающийся учебных программ и учебных материалов ВИЧ-профилактики. Содержание учебных программ и материалов по ВИЧ/СПИДу должно отражать конкретные факты, значительно расширять знания и навыки учащихся, быть ориентировано на сокращение применения связанных с риском моделей поведения. Программа должна отражать не только вопросы профилактики, но и давать представление об уходе, лечении и поддержки ВИЧ-инфицированных людей, освещать проблемы их стигматизации и дискриминации.

Преподавание учебных программ по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, формирования здорового образа жизни и толерантного отношения к ВИЧ-положительным людям должно начинаться на ранних ступенях обучения, еще до того, как учащиеся начинают вступать в половые контакты и соответствовать возрастному развитию. Учебные программы должны быть ориентированы на конкретные возрастные группы, учитывать культурные аспекты. Обучение по данной программе должно осуществляться в определенной последовательности на начальной, средней и высшей ступенях образования и учитывать различные условия ее реализации.