Профилактика распространения ВИЧ-инфекции


Профилактика распространения ВИЧ-инфекции
и формирования здорового образа жизни в рамках деятельности
ФГНУ «ЦПВ и СППДМ», г. Москва

 

Т.Ю.Райфшнайдер, кандидат психологических наук,
заместитель директора по научной работе
ФГНУ «ЦПВиСППДМ»

 

ФГНУ «ЦПВиСППДМ» на протяжении нескольких лет активно реализует проекты в области ВИЧ-профилактики и формирования здорового образа жизни.

Так, в августе – декабре 2006 г. при содействии Минобрнауки России в субъектах Российской Федерации проведен мониторинг реализации программ профилактики ВИЧ-инфекции в образовательной среде, который показал, что в образовательных учреждениях субъектов РФ реализуются как обучающие программы профилактики ВИЧ-инфекции, созданные как российскими и зарубежными учеными, так и разработанные специалистами регионов самостоятельно. Среди обучающих программ, созданных международными организациями и адаптированных институтами Российской академии образования, чаще всего в образовательных учреждениях регионов используются «Навыки жизни», «Полезная привычка», «Полезная практика: реальные альтернативы». В основу большинства обучающих программ, разработанных в самих регионах, также положены подходы и принципы перечисленных зарубежных программ, особенно программы «Навыки жизни». Несмотря на то что указанные программы на практике доказали свою эффективность в профилактике распространения социально опасных заболеваний как в нашей стране, так и за рубежом, они недостаточно полно учитывают специфику России – многонациональность, культурно-исторические и духовно-нравственные традиции.

Профилактические программы, реализуемые в образовательных учреждениях регионов, носят комплексный характер. Профилактика ВИЧ-инфекции составляет лишь одно из их направлений наряду с профилактикой алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающихся половым путем, отклоняющегося поведения, с формированием ценности здорового образа жизни. Такой подход в реализации программ представляется правильным, поскольку основу профилактики различных заболеваний и аддикций составляет система установок, убеждений, в конечном итоге – жизненная позиция человека.

Обращает на себя внимание то, что при реализации профилактических программ широко используются активные формы обучения: дискуссии, рассмотрение конкретных ситуаций, ролевые и деловые игры, тренинги и т.д., - что, безусловно, повышает эффективность работы.

В результате проведенных работ были сделаны следующие выводы:
• Программы профилактики ВИЧ-инфекции среди детей и молодежи реализуются учреждениями системы образования в большинстве регионов, тем не менее, лишь 20 регионов включили вопросы профилактики ВИЧ-инфекции в планы перспективного развития образования на ближайшие пять лет.
• В федеральный компонент государственного стандарта общего образования и обязательный минимум содержания основного общего образования вопросы профилактики ВИЧ-инфекции включены в курс «Биология» и «ОБЖ».
• Освещение деятельности по профилактике ВИЧ-инфекции в системе образования в электронных и печатных средствах массовой информации носит бессистемный и непоследовательный характер.

Общими проблемами при проведении профилактических программ в школах являются:

- несовершенная нормативная база профилактики;
- затруднения в передаче знаний;
- отсутствие обязательных оплачиваемых часов;
- плохое межведомственное взаимодействие.
Что в свою очередь вызывает:
- страх конфликтов;
- низкую эффективность;
- эпизодичность работы;
- недостоверность информации.
 
Результаты анализа учебников и учебных программ на предмет упоминания о ВИЧ свидетельствуют о том, что:
1. Прямое упоминание о ВИЧ и СПИДе встречается не менее 70 раз во всех учебниках по различным предметам.
2. Наблюдается слабая межпредметная интеграция в вопросах профилактики ВИЧ-инфекции. Не соблюдается принцип системности. Так, максимальное количество упоминаний о СПИДе в обществознании приходится на 8-й класс, в биологии – на 9-й, в ОБЖ – на 11-й класс.
3. Информация носит фактологический характер. Часто эмоционально не окрашена, отсутствуют примеры из жизни.
4. Основной объем информации рассчитан на старших школьников. Среднее звено (5-7е классы) фактически не охвачено этой проблематикой.
5. Отмечается неравномерное распределение информации. Так, начиная с 8-го класса количество единиц информации по проблеме СПИДа сокращается, а в 11-м – вновь резко увеличивается.
6. В учебных пособиях по обществознанию и биологии в 8-м классе объем информации практически равнозначен. Однако он очень невелик, что позволяет говорить о возможности использования предметов гуманитарного цикла в качестве ресурса для введения профилактических программ, направленных на сохранение здоровья.
7. Проблема распространения СПИДа и ВИЧ нигде не выступает в качестве самостоятельной учебной темы. Во всех случаях она интегрирована в другие, более широкие разделы. Например, в тему «Заболевания, передающиеся половым путем», «Глобальные проблемы человечества», «Соблюдение здорового образа жизни». Поэтому в учебном курсе предполагается выделение не более одного часа времени на ее изучение, кроме ОБЖ в 11-м классе.
8. Представленная информация подразумевает преобладающую форму проведения занятий в виде докладов либо самостоятельного изучения проблемы.
Более подробно результаты мониторинга федеральных и региональных программ, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции в системе образования представлены в нашей публикации 2007 года.
 

В 2007 г. в рамках проекта «Продвижение программы профилактики ВИЧ среди молодежи», поддерживаемого ЮНЕСКО и финансируемого Фондом Билла и Мелинды Гейтс была проведена работа по анализу государственного компонента стандарта начального общего, основного общего, и среднего общего образования на предмет наличия в них дидактических элементов по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции. Подготовлен Проект дополнений к стандарту начального, основного, и среднего общего образования, который содержит рекомендации по включению дидактических элементов по данной тематике в имеющиеся программы учебных предметов базисного учебного плана образовательных учреждений на основе интеграции и элективных курсов.

В 2008 году начата реализация проекта по подготовке и апробации программы профилактики ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Подготовка программы профилактики ВИЧ-инфекции осуществляется на основе интеграции разработанных дидактических элементов в учебные предметы. Авторы программы постарались учесть в ней все, выявленные в рамках реализации предыдущих проектов недочеты существующих образовательных программ ВИЧ-профилактики.

В конце прошлого года были определены пилотные школы (ГОУ СОШ №1222 с углублен¬ным изуче¬нием немецкого языка, г.Москва; ГОУ «Гимназия № 148 им.Сервантеса», г.Санкт-Петербург; МОУ «Гимназия-интернат № 21», р.п. Кольцово, Новосибирская область), на базе которых будет проходить апробация программы.

В 2009 году школами подготовлены учебно-тематические планы занятий по ВИЧ-профилактике в рамках учебных предметов базисного учебного плана образовательных учреждений, внеклассной воспитательной работы (для 5-11х классов) и элективных курсов для старшеклассников.

Со 2 марта начата апробация программ. Реализация программы показывает, что на данном этапе не возникает нареканий ни со стороны родителей, ни со стороны самих педагогов и учащихся, задействованных в программе.

Результаты реализации проекта, оценка его эффективности будут обсуждаться на итоговом круглом столе, который планируется провести в июне-июле 2009 года. Всех заинтересованных данной проблемой - представителей общественности; родителей; представителей организаций, занимающихся вопросами профилактики ВИЧ/СПИДа; а также просто неравнодушных людей приглашаем присоединиться к ее обсуждению. Всю информацию можно получить на сайте www.cipv.ru или по телефону Центра 8 (499) 973-55-86.
Параллельно Центром проводится работа по повышению квалификации работников образования в области профилактики распространения ВИЧ-инфекции и формирования толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям.

Так, в 2008 году по заказу Министерства здравоохранения и социальной защиты Российской Федерации реализован проект по совместному обучению педагогов, специалистов, обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования и специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением и их родителей по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции среди подростков и молодежи.

В рамках данного проекта:
- проведено совместное обучение педагогов, специалистов и обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (обучено более 2000 человек в 4 федеральных округах: Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском);
- проведена серия массовых мероприятий для обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования с целью вовлечения их в активную деятельность по профилактике ВИЧ-инфекции/СПИДа в молодежной среде (охвачено более 2000 обучающихся из 45 учреждений начального и среднего профессионального образования в 4-х федеральных округах: Центральный, Северо-Западный, Приволжский, Сибирский);
- организовано проведение программы, передающей основные знания о ВИЧ/СПИДе, формирующей толерантность к людям, живущим с ВИЧ, по программам и материалам, одобренным Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Финал данной серии массовых мероприятий, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИДом, проведен в г.Москве и 10-ти других регионах России;
- проведено обучение специалистов и учащихся специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
- разработана и апробирована профилактическая программа для педагогов, специалистов и лиц, обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции;
- разработаны учебно-методические материалы по ВИЧ-профилактике для реализации вышеназванных программ (тираж 5000 экземпляров) и осуществлена их рассылка в органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие управление в сфере образования.
 

В материалах отчета, с которыми можно ознакомиться в Центре или на нашем сайте, подробно описано проведение вышеперечисленных мероприятий. В результате работы получены новые прикладные материалы, отдельные фрагменты которых, сопоставимы с данными аналогичных российских и зарубежных исследований, поскольку базируются на использовании методов, применяемых в стандартных исследованиях такого уровня как в России, так и за рубежом.

В этом году по заказу Роспотребнадзора РФ начата реализация проекта по проведению мероприятий, направленных на создание в образовательной среде системы профилактики распространения ВИЧ-инфекции среди несовершеннолетних и молодежи и формирования толерантного отношения к ВИЧ-позитивным людям. В рамках данного проекта будут проведены курсы повышения квалификации работников образования в объеме 72 часов в 10 субъектах Российской Федерации; планируется обучение студентов педагогических колледжей и педагогических ВУЗов, а также студентов НПО, СПО, ВПО не педагогических специальностей; обучение работников и воспитанников общеобразовательных учреждений интернатного типа.
Информация обо всех методических материалах, разработанных Центром в рамках деятельности в области профилактики ВИЧ-инфекции и социально значимых заболеваний, размещена на сайте ФГНУ «ЦПВиСППДМ» и может быть полезна специалистам-практикам.

 

Каждый человек достоин надежды на будущее!

 

Только сообща мы можем решить проблему ВИЧ/СПИДа! Мы всегда рады предложениям по сотрудничеству!